Немного о русской киле.

14.06.2023

Кила (игра)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Кила
Das Ballspiel.jpg
Категория Командная игра с мячом
Инвентарь Кожаный набивной мяч
Веб-сайт ruskila.ru
 

Кила — разновидность командного вида спорта, русская народная игра в мяч, корни которой уходят во времена Новгородской республики. Кила содержит элементы приемов силового единоборства, в отличие от традиционного футбола, в килу играют руками и ногами, не исключая иных частей тела. Целью игры является занесения мяча в зачетную зону противника, которая находится за одной из линий игрового поля и обороняется стороной противника.

 

Игры сопровождали жизнь крестьянина, были неотъемлемой частью его быта и народных празднеств. Детям игры помогали развивать не только физические навыки, но и социализироваться, учиться взаимодействовать друг с другом, развивать свои коммуникативные навыки. Взрослым игры помогали снимать физическое и психологическое напряжение от тяжелого труда на земле, решать различные споры и притязания. В народных играх, в их сути, принципах и правилах отражается менталитет народа, его ценности и понимание мира.

До нынешних дней дошли лишь несколько русских народных игр уже в своём современном спортивном формате — это лапта и городки. Остальные либо совсем сгинули, либо остались уделом немногочисленных знатоков, любителей старины и реконструкции. При этом каждая русская народная игра при должном внимании вполне смогла бы снискать себе славу и стать популярной сегодня.

Среди плеяды русских народных игр была одна особенная, в которой мужчины толпа на толпу боролись за мяч, пытаясь всевозможными приёмами доставить его до определённых рубежей, находящихся на противоположных концах игрового пространства.

Удивительное сочетание игры с мячом и стеношного кулачного боя. Где-то эта игра называлась просто «игра в мяч», а где-то она носила название «кила».

Первые упоминания командных игр с мячом в России относятся ко временам существования Новгородской республики.

В 1793 году Кристиан Гейслер запечатлел на своей гравюре «Das Ballspiel» русскую игру с мячом.

В 1867 году в выпуске газеты «Вологодские ведомости» встречается первое подробное описание килы. Собственно, само понятие «кила» впервые применил писатель Николай Герасимович Помяловский в произведении «Очерки бурсы»

«На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вел килу, медленно передвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону — в лагерь неприятеля, где и завладели бы им.»


Можно заметить, что в таком варианте в килу играют исключительно ногами.

А вот «Вологодские губернские новости» за 1867 год описывают уже другой вариант игры, где разрешено играть не только ногами, но и руками:

«Игравшие мячём разделялись на две партии, действовавшие одна против другой. Мяч пинали ногами, хватали его в руки, и, нередко бегали с ним, пока не встречали сопротивления с той или другой стороны игроков, которым хотелось одолеть свою противную сторону всевозможными манерами, догнать мячь до условленного места, которых было два: на том и другом конце пространства, представлявшего поприще этой игры мячём. Победившая сторона начинала снова игру, и таким образом, она длилась часа два или три.»

Играли в килу преимущественно зимой, в последний день Масленицы. Сотрудниками Всероссийского музея-заповедника «Кижи» во время этнографической экспедиции по Заонежью в 2008 году были зафиксированы уникальные свидетельства, рассказывающие, что в старину с помощью игры в килу заонежские крестьяне решали, кому достанутся самые рыбные места в Онежском озере в грядущем рыболовном сезоне. Местом для игры становилась любая плоская и ровная поверхность: под это идеально подходила замёрзшая река или озеро. Мяч для игры так и назывался «кила». Он был всегда значительной величины, шился из кожи и набивался шерстью, мхом, соломой или конским волосом. Играли в килу, как правило, мужчины и взрослая молодёжь. Несмотря на различия в нюансах правил от местности к местности цель игры была единой: необходимо завладеть мячом и доставить его к определённому рубежу, вступая при этом в прямое противоборство с соперником.

Начавшиеся в Российской Империи процессы активного развития спорта, преимущественно английского, в совокупности с постепенной урбанизацией привели к тому, что русские народные игры остались без внимания государства и оказались забытыми. Так произошло и с килой. Однако, сам образ килы не терял актуальность и уже в советское время находил своё воплощение как элемент тренировочного процесса борцов и рукопашников.

Современное описание килы дал профессор Борис Владимирович Горбунов в историко-этнографическом исследовании «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» в 1999 году[6]. В нём он собирает и систематизирует все имеющиеся на тот момент сведения о киле, что становится вдохновением для многих энтузиастов по всей стране попробовать возродить эту игру. На основе идеи русской игры в мяч с силовым противоборством появляются такие авторские игры, как «бузбол», «русмяч», «русский футбол», которые в разной степени успешности существуют по сей день.

Следующий эволюционный виток развития килы произошёл в 2014 году, когда появились спортивные правила килы, разработанные Черняком Дмитрием Алексеевичем совместно с энтузиастами и специалистами в области этноспорта на основе игровых принципов и особенностей старинной игры. По этим правилам в ноябре 2014 года во Владимире были успешно проведены первые соревнования. В 2015 году в Москве Дмитрий Черняк основал Межрегиональную общественную организацию развития русской традиционной игры «Федерация килы» (МОО «Федерация килы»), которая начинает активно развивать и популяризировать килу. На основе кроя Новгородских мячиков, найденных археологами в слоях 10-13 веков были созданы современные спортивные мячи для килы, разработана форма игроков, регламент проведения соревнований.

Каждый год Федерацией килы организуются региональные и межрегиональные турниры, проводятся мастер-классы и семинары, разрабатывается методическая основа игры, продолжается работа по поиску и исследованию исторических фактов бытования килы. Из старинной русской игры создаётся современный спорт, который начинает обретать поклонников не только в России, но и за её пределами. Из забытой народной забавы кила становится актуальным спортом 21 века, который имеет потенциал стать национальным спортом России и её брендом на мировой спортивной арене.

5 ноября 2014 года во Владимире прошел открытый турнир по киле в рамках фестиваля «Русь жива».

18 мая 2015 года в Москве Дмитрий Алексеевич Черняк основал Межрегиональную общественную организацию развития русской традиционной игры «Федерация килы». Федерация килы стала лауреатом премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 гг.

15 августа 2015 года в Москве прошел открытый чемпионат по киле «Богатырская сеча», представлено 8 команд из разных городов России.

В последнее время игра в килу стала достаточно распространенной во время проведения народных гуляний в разных регионах России.